ДЕЛИКАТЕСЫ МИНУВШЕГО ВЕКА
1910-е годы
Время Первой Мировой и двух революций, расцвет Серебряного века.
Властители дум – Леонид Андреев, Куприн, Бунин, Мережковский и Тэффи. Духовные искания находят отражение в «Опавших листьях» В. Розанова и «Судьбе России» Бердяева.
1920-е годы
В молодую советскую литературу приходит целая плеяда гениев.
Грин пишет «Алые паруса», Ильф и Петров «Двенадцать стульев», Шолохов «Тихий Дон», Эренбург «Хулио Хуренито». Но параллельно с этим отливаются чугунными строками «Железный поток» Серафимовича, «Цемент» Ф. Гладкова и «Чапаев» Фурманова.
1930-е годы
Закручивание гаек и организация контролируемой территории Союза писателей не мешает рождению «Котлована» Андрея Платонова, «Одесских рассказов» Бабеля, «Голубой книги» Зощенко, однако порождает идейно выверенные «Как закалялась сталь» или «Испанский дневник» Кольцова. Региональная литература выдает «Малахитовую шкатулку» и «Угрюм-реку».
1940-е годы
Когда грохочут пушки, музы, конечно, не молчат, но и словоохотливостью не блещут. И все же выходят «Хождение по мукам», «Два капитана», народный роман в стихах «Василий Теркин». Первая послевоенная рефлексия дарит «Волоколамское шоссе» Бека, «Повесть о настоящем человеке» Полевого, «Звезду» Казакевича.
1950-е годы
Закат сталинской эпохи знаменуют «Студенты» Юрия Трифонова, «Молодая гвардия» Фадеева, «Журбины» Кочетова, «Русский лес» Леонова. Свежий ветер приносит «Оттепель» Эренбурга и «Районные будни» Овечкина. И в тоже время Набоков выпускает «Лолиту», а Пастернак – «Доктора Живаго».
1960-е годы
Со «Звездным билетом» Аксенова в моду входят шестидесятники. Стругацкие объясняют, почему «Трудно быть Богом»; Ахматова говорит, что «Один день Ивана Денисовича» должен прочитать всякий из 200 миллионов граждан СССР; Светлана Аллилуева в эмиграции создает хит о кремлевском закулисье «Двадцать писем к другу». Госпремии удостаивается «Соленая падь» Залыгина.
1970-е годы
Здесь все вперемешку: на запросы простых читателей откликается «Вечный зов» Анатолия Иванова, «Нечистая сила» Пикуля, «Эра милосердия» братьев Вайнеров и «В августе сорок четвертого» Богомолова. Для тех, кто с запросами, блестящие таланты припасают настоящие деликатесы: «Москва-Петушки» Венедикта Ерофеева, «Школа для дураков» Саши Соколова, «Царь-рыба» Астафьева.
1980-е годы
В глухую пору конца застоя книжные полки пополняют «ТАСС уполномочен заявить» Юлиана Семенова, «Завтра была война» Бориса Васильева, «И дольше века длится день» Айтматова. А вот с началом перестройки в русской литературе происходит настоящий большой взрыв, рождающий целую вселенную: «Пожар» Распутина, «Зубр» Гранина, «Ночевала тучка золотая» Приставкина и еще целый пучок не менее ярких звезд.
1990-е годы
До нашего читателя, наконец, добираются «Архипелаг ГУЛАГ» и «Это я, Эдичка». Вплывает освистанный и зачитанный до дыр «Ледокол» Виктора Суворова, выходит «Генерал и его армия» Владимова. Позднее становится ощутим все более острый запах постмодернизма, тут вам и «Чапаев и Пустота» Пелевина, и «Голубое сало» Сорокина, и «Кысь» Толстой. Возникает демон бешеных тиражей «Азазель», а с ним и феномен Акунина.
Нулевые 2000-е
Появившаяся премия «Национальный бестселлер» редко бьет мимо цели и совершенно справедливо отмечает такие знаковые книги, как «Господин Гексоген» Проханова, «Голово(ломку)» Гарроса и Евдокимова, «Грех» Прилепина, «Венерин волос» Шишкина, «Остромов, или Ученик чародея» Дмитрия Быкова, «Степные боги» Геласимова. Кроме того, «Супербукера» получает посмертно автор выдающегося произведения «Ложится мгла на старые ступени» Александр Чудаков. А самой продаваемой в стране – и неожиданно самой читаемой – книгой на русском языке оказывается сборник богоугодных рассказов «Несвятые святые» Архимандрита Тихона (Шевкунова).
Бестселлер 2015 года - ? (как говорится, ваш вариант).